Программа спецкурса "Психосоматика в зеркале ЭОТ" (1 ступень)

 

Психосоматика в зеркале эмоционально-образной терапии

1 ступень (4 модуля по  18 часов каждый. Всего 72 часа).

(Мастер-класс научно-практической школы ЭОТ)

Продолжительность каждого занятия – 9 академических часов.

Ведущий: к. психол. н., доцент, сертифицированный преподаватель ЭОТ Смирнова Т.П.

 

Программа 

Названия тем занятий  и их форма - лекция, тренинг, семинар...   

 

Тема 1: Теоретические основы работы с психосоматическими проблемами

Психологические модели психосоматических проблем: психоаналитическая модель; модель вегетативного невроза; модель родительских  предписаний и решений ребенка; модель вторичных выгод; модель невыраженных чувств. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика, теория В. Райха. ЭОТ как аналитически-действенная терапия в  работе с психосоматикой. Принцип каузальности. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основныеспособы раскрытия неосознаваемого психологического содержания, связанного с психосоматическим симптомом

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 2. Методы саморегуляции психосоматических состояний в эмоционально-образной терапии

Нахождение психосоматических проблем через звук. Проективное упражнение «Звучание тела», выявление  психосоматических проблем. Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении психосоматических проблем или психосоматических проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 3. Болевые симптомы и образ воды

Болевые симптомы и образ воды.  Проективное упражнение «Ручей в теле», выявление связи  болевых симптомов и  скрытых личностных проблем. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении психосоматических проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 4. Выявление психологических  коррелятов здоровья

Психологические принципы  здоровья. Проективные упражнения «Путешествие в  страну (мир) здоровья», «Чаша здоровья», «Источник здоровья». Обмен впечатлениями в  группе.  Анализ  результатов, совместное выявление принципов здоровья. Совместный  рисунок. Обнаружение психологических проблем, связанных с психосоматикой. Работа с выявленными проблемами  на  горячем стуле. Объяснение использованных психотехник. Возможная  работа в  тройках на отработку приемов ЭОТ в  работе с психосоматикой. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и  завершение  незавершенных тем. Ответы  на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 5.  Психологические модели психосоматических заболеваний

Психологическая картина личности с заболеваниями  органов  дыхания, пищеварения, опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы. Приемы  работы в ЭОТ с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заложенностью  носа, аллергией. Проективное упражнение «Дыхание  тела». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 6. Эмоционально-образная  терапия в  работе с  женским  здоровьем

Психологические корреляты  «женских» заболеваний. Психологическая картина  личности.  Проективное упражнение «Инь-Янь». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 7. Методы саморегуляции психосоматических состояний в эмоционально-образной терапии

Раздел 1. Нахождение ресурсов тела  через медитативные упражнения.Проективное упражнение «Круг восстановления-заживления». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта.

Раздел 2: Нахождение скрытых сопротивлений «здоровью» через медитативные упражнения. Проективное упражнение «Источник  живой жизни». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 8. Психологические модели онкологических заболеваний

Раздел 1. Психологические канцерогены, картина  личности онкобольного. Психологические модели внутренних проблем, характерных для онкологических больных.

Примеры из  практики. Приемы ЭОТ при  работе с онкологией.

Раздел 2. Нахождение психологических проблем, связанных с иммунитетом. Проективное упражнение «Путешествие в страну, где  живет мой иммунитет». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие. 

 

Тема 9. Эмоционально-образная  терапия в  работе с  иммунитетом

Выявление психологических  «помех» при  работе  иммунитета. Проективные упражнения: «Круг здорового иммунитета»,«Круг моего иммунитета», «Образ помех».Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Осознание причин «сбоя, помех» в  работе иммунитета, групповая  дискуссия. Работа с выявленными проблемами на «горячемстуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие. 

 

Тема 10. Методы саморегуляции психосоматических состояний в эмоционально-образной терапии

Раздел 1. Проективное упражнение «Образ здоровой клетки». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов, групповая  дискуссия. Работа с выявленными проблемами на «горячемстуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта.

Раздел 2. Круглый стол. Обсуждение итогов работы. Вопросы и дискуссия. Рефлексия пройденного пути и решенных проблем. Обратная связь от группы к ведущему преподавателю. Завершение работы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Всего:  72 часа.