Программа Школы ЭОТ 1 ступень (базовый уровень) - 1-я программа

 

Эмоционально-образная терапия 1 ступень

(базовый курс) 1-я программа

(Мастер-класс научно-практической школы ЭОТ)

Названия тем занятий  и их форма - лекция, тренинг, семинар...   Часы

 

1.    День первый: Основы ЭОТ

1.    Введение: история создания ЭОТ, основные теоретические принципы.

Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности. Пять моделей структуры психологической проблемы.  Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Словарь образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания. Философия метода ЭОТ. – 4 часа.  Лекция.

 

2.    Тема: Анализ образа тела. Упражнение: «Нарисуй человека». Формальный и неформальный анализ рисунка. Осознание главных напряжений тела и эмоций. Выявление главного «тезиса» рисунка. Нахождение второго действующего лица. Разыгрывание и уточнение конфликта через перемену ролей. Решение конфликта, с помощью новых способов эмоционального реагирования. Примирение сторон конфликта, либо победа протагониста. Завершение и анализ терапевтической работы.  Работа в тройках. – 4 часа. Семинар-тренинг.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: автор метода ЭОТ, руководитель Школы ЭОТ – Линде Н.Д.

 

2. День второй.  Работа  с внутренним  ребенком в ЭОТ

Тема 1: Теоретические положения Э. Берна о 3-х  ЭГО-состояниях  личности (Родитель, Взрослый, Ребенок), их характеристики и структурные компоненты. Терапевтическое  значение процедур – «репарентинг»  и «речайлдинг». Приемы репарентинга и  речайлдинга в эмоционально-образной  терапии. Упражнение «Встреча с  внутренним  ребенком». Обмен впечатлениями в  группе.  Анализ  результатов. Обнаружение психологических проблем. Работа с выявленными проблемами  на  горячем стуле. Объяснение использованных психотехник. Возможная  работа в  тройках на отработку приемов репарентинга и речайлдинга.

Тема 2: Упражнение «Мой внутренний  ребенок – мой принимающий  родитель». Обсуждение  упражнения. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и  завершение  незавершенных тем. Ответы  на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических  часов.

Ведущий: кандидат психологических наук, сертифицированный преподаватель ЭОТ Смирнова Т.П.

 

3. День третий.  Работа с фобиями и глубинными страхами методом ЭОТ

Занятие 1.  Определение и разграничение понятий фобия, страх, тревога. Психологические модели возникновения фобий. Онтогенез основных видов тревоги: оральная, сепарационная, кастрационная, экзистенциальная. Упражнение: «Нарисуй свой страх». Демонстрация и  анализ рисунков по кругу. Разбор  сценариев образования фобий у членов группы и выбора эффективного метода работы с каждым из них.

Медитативное упражнение: «У страха глаза велики». Рассказ проявленного в ходе медитации содержания по кругу. Работа в тройках по анализу и решению выявленных проблем. Доклад каждой тройки о результатах работы. Работа на «горячем стуле» по запросу. Обратная связь членов группы о прошедшем занятии.

Всего: 8 часов (2 - лекция, 6 – практика).

Ведущий: Людмила Бородкина – сертифицированный  преподаватель ЭОТ, клинический психолог.

 

4.    День четвертый. Работа с фобиями и глубинными страхами в ЭОТ

Занятие 2. Наиболее распространённые «страхи» современного общества: панические атаки, социофобия, страх смерти. Примеры из практики ЭОТ. Упражнение: «Скульптурная композиция – Мой страх». Драматизация динамики образов, участвующих в композиции. Работа в мини-группах по обсуждению выявленных проблем. Доклад каждой тройки о результатах работы.

Глубинные страхи у шизоидных, депрессивных, навязчивых и истерических личностей. Диагностика доминантного глубинного страха. Примеры из практики ЭОТ. Диалог в парах от лица образов противоречащих стремлений: Зависимость против Изоляции или Ригидность против Спонтанности. Работа в мини-группах по анализу и решению выявленных проблем. Доклад каждой группы о результатах работы. Работа на «горячем стуле» по запросу. Обратная связь членов группы о прошедшем занятии.

Всего: 8 часов (2 – лекция, 6 – практика).

Продолжительность занятия – 8 академических  часов.

Ведущий: Людмила Бородкина – сертифицированный  преподаватель ЭОТ, клинический психолог.

 

 

5.    День пятый. Методы саморегуляции состояний в эмоционально-образной терапии

Тема 1: Чувства через звук. Проективное упражнение «Звучание тела», выявление  психосоматических проблем. Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

 

Тема 2: Эмоциональнык блоки и образ воды. Теория В.Райха. Проективное упражнение «Ручей в теле», выявление мышечных блоков скрытых личностных проблем. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: автор метода ЭОТ, руководитель Школы ЭОТ – Линде Н.Д.

 

6.    День шестой. Работа с горем и утратой в ЭОТ

Тема 1: Почему необходимо попрощаться со своей потерей.

Почему это так трудно порой сделать. Надежды и мечты, наши капиталовложения. Эмоциональные зависимости. Модель обезьянки схватившей приманку.

Пятиступенчатая модель прощания Ф.Перлза: 1. Признание фактов; 2. Завершение незавершенных дел; 3. Прощальная церемония; 4. Оплакивание;

5. Переход к новому дню. Трудности и психологические ловушки на каждом этапе. Метод ЭОТ – возвращение вложенных «капиталов», объяснение его эффективности. Техника ЭОТ «Созерцание дождя» и ее смысл. Техника ЭОТ «Приветствие нового дня» и ее смысл.

Упражнение «Образ моей потери», работа на горячем стуле по запросу. Ответы на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ – Баранов Д.Н.

 

7.    День седьмой. Депрессивные состояния и работа с ними в ЭОТ

Тема 1: Депрессия (подавленность) и ее симптомы.

Депрессивная триада: 1. Безрадостное угнетенное эмоциональное состояние; 2. Пониженная способность к деятельности; 3. Трудности в концентрации мышления. Другие признаки: 1. Чувство бессмысленности жизни; 2. Мечты о смерти; 3. Психосоматические нарушения (головные боли, чувство тяжести, нарушения аппетита и сексуального влечения и т.д.); 4.  Негативное отношение к самому себе; 5. Постоянные мысли о долге. Шкала депрессии Занга.

Психологические модели возникновения депрессии.

·         как следствие суицидальных намерений (предписание «не живи»);

·         как результат подавления сильных чувств;

·         как результат чувства вины; 

·         как результат психологической травмы;

·         как результат потери смысла жизни;

·         как результат комплекса неполноценности; 

·         как результат отказа от внутреннего ребенка,

·         как результат дезадаптивного мышления.

Примеры из практики ЭОТ. Методы: 1. Принятие Внутреннего Ребенка; 2. Замена долга желанием жить; 3. Замена вины раскаянием; 4. Обретение смысла жизни; 5. Принятие себя вместо комплекса неполноценности  и т.д.

Упражнение «Путеществие в мрачную страну», обсуждение результатов в группе. Работа на «горячем стуле» по запросу.  Ответы на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ – Баранов Д.Н.

 

8.    День восьмой. Родительские предписания и сценарии

Тема 1. Опасные родительские предписания и сценарии, принимаемые на их основе: 1. Не живи; 2. Не будь собой; 3. Не будь ребенком; 4. Оставайся маленьким; 5. Не делай; 6. Не думай; 7. Не доверяй; 8. Не достигай успеха; 9. Не будь лидером; 10. Не принадлежи; 11. Не чувствуй; 12. Не будь здоровым. Примеры из практики.

Принципы перестройки сценария, отмена родительского предписания. Чувства, на которых держатся «роковые» предписания (вина, надежда получить одобрение и т.д.).  Упражнение «План жизни». Обмен впечатлениями. Работа на горячем стуле по запросу.

Обмен впечатлениями и вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических  часов.

Ведущий: кандидат психологических наук, сертифицированный преподаватель ЭОТ Смирнова Т.П.

 

9.    День девятый. Состояние счастья и как его достичь

Тема: Нужно ли нам состояние счастья?

Где находится счастье?  Счастье как энергия и открытые возможности. Ресурсное упражнение «Круг счастья», выявление препятствий к позитивному самочувствию. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник.

Познавательное упражнение: «Посещение счастливой страны». Выявление внутреннего отказа от счастья. Обсуждение причин отказа от счастья. Работа на горячем стуле по запросу. Общая дискуссия.

Подведение итогов, выдача сертификатов.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: автор метода ЭОТ, руководитель Школы ЭОТ – Линде Н.Д.

 

Всего:  72   часа