Программа мастер-класса по ЭОТ (3 ступень)

 

Название курса: Эмоционально-образная терапия (3-я ступень)

 

Тема 1. Эмоционально-образная терапия в работе с психосоматическими проблемами.

Введение: история создания ЭОТ, основные теоретические принципы. Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Теория конверсии З.Фрейда. «Прыжок» в соматическое заболевание для освобождения от внутреннего противоречия, вытеснение психического возбуждения в сому. Теория вегетативного невроза Франца Александера.  Эмоции и тело, мышечные блоки, теория В.Райха. 

Диагностика психологических причин психосоматических нарушений в ЭОТ. Работа в эмоционально-образной терапии с бронхиальной астмой и аллергиями (примеры). Работа в ЭОТ с мышечными болями, головными и сердечными болями (примеры). Работа в ЭОТ с хронической заложенностью носа, нейродермитами, тахикардией и другими психосоматическими проблемами (примеры).

Всего - 12 часов (лекция – 4 часа, практические занятия – 8 часов).

 

Тема 2. Эмоционально-образная терапия в работе с фобиями и тревогами.

Что такое страх? Страхи реальные и воображаемые. Фобия как воображаемый страх в настоящем времени. Тревога как страх перед будущим. Страхи детские. Страхи реальные, но требующие терапии. Страхи психотические. 

Психологические  модели, объясняющие возникновение фобий:

1. Травматическая модель фобий;

2. Психоаналитические модели фобий;

3. Кольцевая модель В.Франкла;

4. Модель родительских предписаний;

5. Модель скрытого суицида;

6. Превращение тревоги в фобию;

7. Истерические фобии.

Методы работы с фобиями в зависимости от их этиологии.

Модели происхождения хронической тревоги и методы ее коррекции в эмоционально-образной терапии:

1.Травматическая модель тревоги;

2. Психоаналитические модели;

3. Кольцевая модель Франкла;

4. Модель родительских предписаний;

5. Самозапугивание и стремление к контролю;

6. Скандалы родителей;

7. Истерические тревоги.

Всего – 12 часов (лекция – 4 часа,  практические занятия – 8 часов).

 

Тема 3. Эмоционально-образная терапия в работе с эмоциональной зависимостью и переживанием потери.

Инвестиционная теория эмоциональной зависимости. Образ как средство вернуть эмоциональные инвестиции. Примеры из практики.

Пятиступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза:

1. Признание фактов;

2. Завершение незавершенных дел;

3. Прощальный ритуал;

4. Оплакивание;

5. Приветствие нового дня.

Методы созерцания дождя и принятия новой жизни. Психологические ловушки, не позволяющие проститься с потерей, и их последствия. Отрицание потери, отрицание чувств, запрет на выражение горя, создание домашнего мемориала и последствия для живых детей. Работа при переживании потери родины, родного дома, части тела, прощание с не рожденными детьми, нереализованными амбициями, мечтами.

Всего  – 12 часов (лекция – 4 часа,  практические занятия – 8 часов).

 

Тема 4. Эмоционально-образная терапия в работе с гневом и подавленным гневом.

 Гнев и его функции, избыточный и неадекватный гнев.

Модели происхождения гнева:

1. Модель семейного гнева;

2. Гнев для достижения цели;

3. Гнев как спусковой крючок;

4. Гнев как перенос;

5. Гнев как компенсация комплекса неполноценности;

6. Гнев для подавления желаний;

7. Гнев как результат родительских предписаний;

8. Гнев как результат ранней травмы;

9. Гнев как способ защиты слабой части личности.

10. Подавленный гнев, причины происхождения.

Психологические и психосоматические проявления подавленного гнева. Методы безопасного высвобождения гнева в ЭОТ, метод конверсии гнева, метод нахождения альтернативы гневу, изменение исходного эмоционального состояния, порождающего гнев.

Всего – 12 часов (лекция – 4 часа, практические занятия – 8 часов).

 

Тема 5. Эмоционально-образная терапия в работе с печалью и депрессиями.

Печаль и жалость к самому себе. Модель родительских поглаживаний за несчастья и болезни. Факторы культуры и религии. Главные симптомы депрессии: угнетенное эмоциональное состояние, подавленная деятельность и неспособность к сосредоточенному мышлению. Постоянная тема о собственной никчемности и бессмысленности жизни. Депрессия как ответная суицидальная реакция на родительское предписание «не живи». Возможные варианты сценариев, избираемых депрессивным клиентом. «Миф о рождении» и работа с ним. Другие причины депрессии: психологическая травма, чувство вины, ощущение безвыходности.

Всего 12 часов (лекция – 4 часа, практические занятия – 8 часов).

 

Тема 6. Эмоционально-образная терапия в работе с виной, стыдом, обидами и обвинениями.

Стыд и причины его возникновения, родительские предписания и «позорные» ситуации. Глубинное убеждение стыдящегося: «Я плохой». Последствия постоянного чувства стыда для жизнедеятельности личности. Последствия при подавленном стыде и вытесненном стыде. Работа в ЭОТ по избавлению от стыда. Вина как самонаказание и «тормоз» развития. Долг и вина. Вина и депрессия. Вина мнимая и истинная. Типы мнимой вины. Вина как иллюзорный способ вернуть прошлое. Вина и раскаяние. Раскаяние как истинное изменение личности и избавление от вины. Миф о рождении и его последствия. Работа в ЭОТ с чувством вины. Обида как реакция сдержанных чувств и прекращение контакта с «обидчиком», молчаливое обвинение и шантаж, желание компенсации. Обвинения как скрытое требование любви и признания.

Всего  – 12 часов (лекция – 4 часа, практические занятия – 8 часов).

 

Всего:  72 часа.