Программа Мастер-класса научно-практической школы ЭОТ - 3

 

Эмоционально-образная терапия (базовый курс)

ШКОЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ №3

                 (Мастер-класс научно-практической школы ЭОТ)

Названия тем занятий и их форма - лекция, тренинг, семинар...   Часы

 

1.  День первый: Основы ЭОТ.

Введение: история создания ЭОТ, основные теоретические принципы. Эмоции как мишень, образы как инструмент терапии. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика. ЭОТ как аналитически-действенная терапия. Принцип каузальности. Пять моделей структуры психологической проблемы.  Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Словарь образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основные способы раскрытия неосознаваемого содержания. Философия метода ЭОТ. – 4 часа.  Лекция.

 

Тема: Анализ образа тела. Упражнение: «Нарисуй человека». Формальный и неформальный анализ рисунка. Осознание главных напряжений тела и эмоций. Выявление главного «тезиса» рисунка. Нахождение второго действующего лица. Разыгрывание и уточнение конфликта через перемену ролей. Решение конфликта, с помощью новых способов эмоционального реагирования. Примирение сторон конфликта, либо победа протагониста. Завершение и анализ терапевтической работы.  Работа в тройках. – 4 часа. Семинар-тренинг.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: автор метода ЭОТ, руководитель Школы ЭОТ – Линде Н.Д.

 

 

2. День второй.

Тема: Работа с психологическими ресурсами в ЭОТ.

Поиск эмоционально-энергетических ресурсов как вариант психотерапии депрессивных состояний.

Цель ресурсирования — человеческая целостность, нахождение в гармонии. Концепция ресурсов вподходе П.Левина. Психологическая травма как результат   отсутствия индивидуальных ресурсов.

Саморегуляция  как естественная природная способность человека к самоисцелению, основанная на внутренних ресурсах его организма (тела).

Работа с травматическим опытом как возможность создания ресурсов. 

Варианты проявления ресурсного состояния на телесном уровне.

 

На выбор группы предлагаются следующие упражнения:

Упражнение «Промывание энергиями», упражнение «Энергия роста», упражнение «Круг энергии».

Обсуждение результатов упражнения. Работа на «Горячем стуле» по запросу.

Обратная связь всех участников мастер-класса.

Работа с ресурсами в концепция Абрахама Маслоу.

Самоактуализация  как  процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей.

Быть здоровым - значит самоактуализироваться.

Пробуждение сил самоактуализации  как путь к  выздоровлению, снятию неврозов.

Обратная связь всех участников мастер-класса.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ Токарева И.Ф.

 

3. День третий. 

Тема: Депрессивные состояния.

Признаки депрессии. Депрессивная триада: 1. Безрадостное угнетенное эмоциональное состояние; 2. Пониженная способность к деятельности; 3. Трудности в концентрации мышления. Другие признаки: 1. Чувство бессмысленности жизни; 2. Мечты о смерти; 3. Психосоматические нарушения (головные боли, чувство тяжести, нарушения аппетита и сексуального влечения и т.д.); 4.  Негативное отношение к самому себе; 5. Постоянные мысли о долге.

Современные медицинские концепции депрессивных состояний.

        Депрессия как следствие суицидальных намерений

        Депрессия как результат подавления сильных чувств

        Депрессия как результат чувства вины

        Депрессия как результат психологической травмы

        Депрессия как результат потери смысла жизни

        Депрессия как результат комплекса неполноценности

        Депрессия как результат отказа от  Эго-состояния Ребенка

        Депрессия как результат дезадаптивного мышления.

Методы психологической работы с депрессивными клиентами.

Упражнение «Путешествие в мрачную страну». Обсуждение результатов упражнения. Работа на «горячем стуле» по запросу.

Обратная связь всех участников мастер-класса.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ Токарева И.Ф.

 

4.  День четвертый. 

Тема: Работа с фобиями методом ЭОТ

Что такое страх? Страхи реальные и воображаемые. Фобия как воображаемый страх в настоящем времени. Тревога как страх перед будущим. Страхи детские. Страхи реальные, но требующие терапии. Страхи психотические.  Психологические  модели, объясняющие возникновение фобий:

1. Травматическая модель фобий;

2. Психоаналитические модели фобий;

3. Кольцевая модель В.Франкла;

4. Модель родительских предписаний;

5. Модель скрытого суицида;

6. Превращение тревоги в фобию;

7. Истерические фобии.

Методы работы с фобиями в зависимости от их этиологии.

Модели происхождения хронической тревоги и методы ее коррекции в эмоционально-образной терапии:

1.Травматическая модель тревоги;

2. Психоаналитические модели;

3. Кольцевая модель Франкла;

4. Модель родительских предписаний;

5. Самозапугивание и стремление к контролю;

6. Скандалы родителей;

7. Истерические тревоги.

Упражнение «Существо, которое боится». Обсуждение результатов упражнения. Работа на «Горячем стуле» по запросу.

Обратная связь всех участников мастер-класса.

Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: автор метода ЭОТ, руководитель Школы ЭОТ – Линде Н.Д.

 

5.  День пятый.

Тема: Эмоциональная зависимость

Эмоциональная зависимость как потеря личной автономии по эмоциональным причинам. Модели эмоциональной зависимости: модель капиталовложений (роль надежд и ожиданий), модель слияния, оральная зависимость. Основной метод ЭОТ для работы с эмоциональной зависимостью – возвращение вложенных «инвестиций»:

1.  представление образа эмоционально значимого лица;

2.  нахождение образа вложенных в него чувств;

3.  возвращение вложенных чувств с помощью образа в свое тело;

4.  проверкареальности возвращения чувств (невербальные показатели, ощущение освобождения);

5.  прощание с образом эмоционально значимого человека («прощай, желаю счастья в личной жизни»).

Пятиступенчатая модель работы с потерей Ф.Перлза:

1.    Признание фактов; 2. Завершение незавершенных дел; 3. Прощальная церемония; 4. Оплакивание; 5. Переход к новому дню.

Использование методов ЭОТ: 1. созерцание дождя, 2. приветствие образа нового дня; 3. возвращение инвестиций.

Трудности и психологические ловушки на каждом этапе.

Примеры из практики.

Упражнение: «Существо в цепях». Работа на горячем стуле. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ Спиридонова А.К.

 

6.  День шестой.

Тема: Обиды и обвинения

Психологические модели обвинений и обид.

Обида как сдержанное обвинение с помощью ограничения контактов с «обидчиком» в надежде пробудить в нем чувство вины, получить от него раскаяние и компенсацию. Спазм в теле для сдерживания чувств. Подавление чувств и дыхания. Корреляция обвинений и обид с психологическим и физическим здоровьем.

1. Обучение обвинениям в родительской семье;

2. Обида как детское шантажное чувство;

3. Обида и обвинение как парадоксальное стремление получить любовь.

Отличие обвинений от обид и их проявления. Методы работы с обвинениями и обидами.  Примеры из практики.

Проблемы принятия контракта об отказе от обвинений и обид.

Упражнения : «Камни в теле», «Образ обиды и того, на что вы согласны ее обменять».

Работа на горячем стуле. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ Спиридонова А.К.

 

7.    День седьмой.

Тема:  Работа с травмой

Травматический стресс. Фазы психологической реакции на травму: Шок, отреагирование, переосмысление и принятие. Основные характеристики психологической травмы. Физиологические и психологические стрессоры.

Позиция жертвы.

ПТСР. Три основных группы симптомов посттравматической патологии. Типы ПТСР: тревожный, астенический, дисфорический, соматоформный. Характерные состояния и чувства пострадавших.

Примеры из практики ЭОТ.

Методы работы:

—   Энергетизация слабой части личности.

—   Разрешение на выражение чувств.

—   Отпор преследователям.

—   Возврат причиненного зла.

—   Конверсия негативной энергии.

Упражнение «Повреждённый предмет».

Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов. Объяснение использованных психотехник, ответы на вопросы.

Продолжительность занятия ― 8 академических  часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ ― Григорьева Т.А.

 

8.    День восьмой.

Тема: Работа с Внутренним Ребёнком

Теория Эго-состояний по теории Э.Бёрна. Понятие внутреннего ребёнка. Кто ответственен за самоотношение и эмоциональный тон личности? Естественный и адаптивный ребёнок. Понятие ребенка-саботажника. Стоит ли бороться с саботажником и кого он в себе прячет. Травмированная часть и как ей помочь. К чему могут приводить родительские предписания и установки.

 

Принципы работы с внутренним ребёнком в эмоционально-образной терапии.

Упражнение «Встреча с маленьким собой».

Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Обнаружение психологических проблем. Работа на «горячем стуле» по запросу. Объявление использованных психотехник. Ответы на вопросы.

 

Упражнение «Дом, в котором живёт ребёнок»

Обсуждение упражнения. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и ответы на вопросы.

Продолжительность занятия ― 8 академических часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ Григорьева Т.А.

 

 

9.    День девятый.

Тема: Состояние счастья и как его достичь. Нужно ли нам состояние счастья?

Где находится счастье?  Счастье как энергия и открытые возможности. Ресурсное упражнение «Круг счастья», выявление препятствий к позитивному самочувствию. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник.

Познавательное упражнение: «Посещение счастливой страны». Выявление внутреннего отказа от счастья. Обсуждение причин отказа от счастья. Работа на горячем стуле по запросу. Общая дискуссия.

Подведение итогов, выдача сертификатов.

Продолжительность занятия – 8 академических часов.

Ведущий: автор метода ЭОТ, руководитель Школы ЭОТ – Линде Н.Д.

 

Всего:  72 часа.                             

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Линде Н.Д.  Медитативная психотерапия.   Учебно-методическое пособие. М., 1994. Изд-во Института молодежи.       

2. Линде Н.Д. Методы активного воздействия на образы в психотерапевтической практике.   В: Материалы кафедральной научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов. – Институт молодежи, М., 1966.      

3. Линде Н.Д. Воздействие на состояние субъекта через образное представление этого состояния. В.: Современные направления психотерапии и их клиническое применение (мат. Всесоюзной конференции психологов.), М., 1996, стр.147.      

4. Линде Н.Д. Гештальт-метод имитации нового рождения.      В.: Современные направления психотерапии и их клиническое применение (мат. Конференции Института психотерапии), М.,1996, стр.148. 

5. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа.      Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №1, 1997, стр. 33-41.

6. Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния.         Журнал практического психолога. №8, 1998, стр.50-60.

7. Линде Н.Д. Как избавиться от головной или сердечной боли за 5 минут.        Брошюра. На правах рукописи. М., 1999.

8. Линде Н.Д.  Основы современной психотерапии.          Москва, 2002. Изд-во «Академия»       

9.  Линде Н.Д., Королева А.П. Психологическое исцеление аллергии.         Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4, 2003, стр. 45-51.

 10. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М., 2004. Изд-во МосГУ.

 11. Линде Н.Д. Возможности эмоционально-образной терапии в профилактике сильных стрессовых состояний. В: Материалы четвертого Международного научно-практического конгресса «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: работоспособность, здоровье, реабилитация и экспертиза профессиональной пригодности. – М, 2004, стр.158-159.

12. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии В.: Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., 2004.    

13. Линде Н.Д.  Новые методы саморегуляции. Журнал практического психолога, №1, 2005, стр.81-99.

14. Линде Н.Д. Что это такое – психологическая проблема? Ж. Психология в вузе, №2, 2005, стр.79-105                    

15. Линде Н.Д. Возможности эмоционально-образной терапии. В.: Проблемы семейного консультирования: теория и практика. – М., 2005, стр.84-89.

16. Линде Н.Д., Воронцова В.В. Эмоционально-образная терапия в работе телефона доверия. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2005, №4, стр.22-34.             

17. Линде Н.Д. Обзор и краткое содержание психотерапевтических техник и психосоциальных технологий       В.: Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия.- М., 2005. Ред. изд. центр консорциума «Социальное здоровье России»

18. Линде Н.Д., Таболина И.В.  Коррекция психологических проблем детей через эмоционально-образную терапию родителей. Ж. Семейная психология и семейная терапия. №3, 2005 г., стр.105-114.

19. Линде Н.Д. Метод эмоционально-образной терапии. Ж. Психотерапия. №10, 2005, стр.32-33.

20. Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии. Ж. Вопросы психологии. № 2, 2006, стр. 68-79.

21.   Линде Н. Д. Эффективность применения эмоционально-образной терапии в работе психологических служб образовательных и социальных учреждений  В: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России», М., 2006, стр. 79.

22.  Линде Н.Д. Структура психологической проблемы и человек как субъект ее решения. Вестник Российского университета дружбы народов, серия Психология и педагогика, 2006, №2 (4), стр. 90-105

23. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия и ее возможности. Искусство Творчество Здоровье, №1, 2007, стр. 86-102.

24. Линде Н.Д.  Работа с Внутренним Ребенком в эмоционально-образной терапии. Вопросы психологии, №1, 2007, стр. 159-169.

25. Линде Н.Д. Сутра о счастье. Психология здоровья и личностного роста, №1 2007, стр. 82-91.

26. Линде Н.Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии. Вопросы Психологии, №5, 2007, стр.170-179.

27.  Линде Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии. Вопросыпсихологии, №2, 2008, стр. 160-173.

28.  Linde N.D.  Emotional Image Branch in Psychotherapy. Psychotherapy. World Journal, №1, 2008, pp.187-194.

29. ЛиндеН.Д. Сутра о психике и мозге. Психология здоровья и личностного роста, № 5, 2008, стр.84-100

30. Линде Н.Д., Журавлева О.Д., Мкртчян К. А.    Коррекция боли с помощью эмоционально-образной терапии. Вопросы психологии, №5, 2008, стр.163-169.

31. Линде Н.Д. Избранные статьи. Журнал практического психолога №6, 2008, стр. 3-206.

32. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. Москва, Аспект-Пресс, 2009.

33. Линде Н.Д. Сутра о духовности в психотерапии. Психотерапия, № 12, 2009, стр.10-19.

34. Linde N. Working with Inner Child in Emotion-Image Therapy. WorldJornal, №2, 2009, pp.194-201.

35. Линде Н.Д., Корнеева Е.В. Эмоционально-образная терапия зависимости и утраты. Вопросы психологии, №1, 2010, стр. 128-137.

36. Линде Н.Д.  Сутра о женственности и мужественности. Психология здоровья и личностного роста, № 4 (16), 2010, стр. 117-138.

37. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия сегодня – основные принципы. В: Сб. Эмоционально-образная терапия. – М.,”Консорциум “Социальное здоровье России”, 2011, стр. 10-27.

38. Линде Н.Д., Макарова Л.А. Новые горизонты методики обоняния воображаемого запаха. В: Сб. Эмоционально-образная терапия. – М.,”Консорциум “Социальное здоровье России”, 2011, стр. 28-41.

39. Линде Н.Д. Психологические Сутры. Психология для реальной жизни. – М., «Беловодье», 2014.

40. Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия. – М., «Генезис», 2015.

Жирным шрифтом выделены наиболее значимые публикации.