Программа "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ" (2-Я СТУПЕНЬ) Школы ЭОТ-3

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ППЛ

Преподаватель: кандидат психологических наук,  профессор Линде  Николай Дмитриевич

     Название курса: Эмоционально-образная терапия (2-я ступень)

Школа ЭОТ-3

Программа группы 2.

.............................................................................................................…………..

 Названия тем занятий и их форма - лекция, тренинг, семинар...   Часы

 

 

1.   Первый день.

Тема 1. Обзор основных приемов Эмоционально-образной терапии и их назначение.

1.1 Методы анализа психологической проблемы с помощью образов чувств, испытываемых клиентом.

Аналитические. Принципы создания информативных образов: соответствие проблемному эмоциональному состоянию, телесные переживания, спонтанность. Методы, облегчающие создание образов: первое, что «приходит в голову», «потрогайте руками», метод падающих слайдов, метод сдергиваемого платка, постепенная фокусировка. Если клиент «не видит» образ: что невидимый образ делает, что говорит, как звучит, какой запах? Или: представьте того, кто не позволяет Вам видеть образы… Или: нарисуйте… Создание противоположного по смыслу образа.

Использование словаря образов. Идентификация с образом как способ раскрытия бессознательного содержания. Гипотеза терапевта, ее создание и проверка в ходе диалога с образами, следование по логической цепочке (Сократический диалог) до раскрытия исходной причины. Терапевтический эксперимент, провокации, парадоксы, проявление скрытых чувств. Работа с сопротивлением, создание дополнительных образов, проверка воображаемой критической ситуацией. Наблюдение за невербальным поведением.

1.2                 Трансформационные. Метод созерцания и его разновидности, основное предназначение. Метод «поиграй с грязью». Метод созерцания дождя. Методы для высвобождения подавленных чувств. Методы для возвращения вытесненных чувств. Методы для проявления неосознанных чувств. Парадоксальные методы. Методы энергетического усиления образа. Метод перераспределения акций. Методы контрпредписания и отказа от ложных решений. Методы преодоления неадекватных запретов и негативного самоотношения. Методы снятия внутреннего противоречия. Методы для освобождения от эмоциональной зависимости. Методы для преодоления психотравмы, горя и потери. Методы для избавления от чувства вины, метод раскаяния. Метод принятия Внутреннего Ребенка. Метод возвращения инвестиций. Упражнение: «Хорошо – Плохо». Работа на горячем стуле с раскрытием всех методов и гипотез.

 

Всего: 8 часов.  Лекция - 4 часа, практика – 4 часа.

Ведущий: автор метода, кандидат психологических наук, профессор - Линде Николай Дмитриевич.

 

 

2. Второй день.

Тема 2: Практика работы с энергиями Инь-янь.

Знакомство с группой или обратная связь по итогам предыдущего занятия. Учение об инь и янь. Характеристики инь-янь. Взаимодействие иньской и янской энергии в нашей жизни. А́нима и а́нимус-термины, введённые в психологию Юнгом. Гармония энергий в организме и в отношениях людей.

Исследовательское упражнение «энергия инь-янь». Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы. Обратная связь по итогам работы от группы.

 

Всего: 8 часов.  Лекция - 2 часа, практика – 6 часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ - Ковалёв  Дмитрий  Станиславович

 

 

3. Третий день.

Тема 3: ЭОТ как аналитически-действенная терапия в работе с болью.

Боль как сигнал повреждения организма. Причины возникновения психогенных болей. Ведущие концепции психосоматики психодинамического направления (З.Фрейд, Ф. Александер, В.Райх). Теория конверсии З.Фрейда. Теория вегетативного невроза Ф.Александера. Эмоции и тело в теории В.Райха, энергия, мышечные блоки, сегменты мышечной брони, связь локализации болевых ощущений и чувств, подавленных в этом сегменте.

Методы ЭОТ для работы с болью: методы созерцания, прослушивания и обоняния болевого симптома. Выявление и анализ психодинамического конфликта, скрывающимся за болью. Запреты и самонаказание, долг и вина, подавленные чувства, психологическая травма. Примеры из практики.

 Проективное упражнение «Существо, испытывающее боль», для выявления связи болевых симптомов и скрытых личностных проблем. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

 

Всего: 8 часов.  Лекция - 2 часа, практика – 6 часов.

Ведущий: сертифицированный преподаватель ЭОТ - Ковалёв Дмитрий Станиславович

 

 

4. Четвертый день.

Тема 4. Личностный рост и духовное развитие.

Понятия личностного роста и духовного развития. Каковы критерии личностного роста и духовного развития? Светские и религиозные представления. Духовность как преодоление материалистической зависимости, обретение расширенных возможностей и независимости от внешних обстоятельств. Формирование позитивного и способствующего гармонии и здоровью мировоззрения. Следование судьбе и внутреннему чувству предназначения. Эгоизм и самореализация, в чем разница? «Достижение успеха» как новая форма зависимости. Принятие судьбы и свобода личности: изменись и судьба изменится.

Упражнение: «Круг послушания». Обмен впечатлениями в группе. Работа с выявленными проблемами в группе. Работа в тройках. Помощь ведущего терапевта в их работе. Отчеты наблюдателей и анализ и выводы.

При возможности дополнительное упражнение: «Следующий судьбе – борющийся с судьбой» или «Смысл жизни» или «Мое предназначение».

 

Всего: 8 часов.  Лекция - 2 часа, практика – 6 часов.

Ведущий: автор метода, кандидат психологических наук, профессор - Линде Николай Дмитриевич.

 

 

5. Пятый день.

Тема 5: Смысл жизни.

Практика работы с проблемой потери смысла жизни.

Знакомство с группой. Ответы на вопросы относительно затруднений в практике ЭОТ участников группы. Краткое повторение 10 шагов и основных методов ЭОТ (по раздаточному материалу).

     Понятие «Смысл  жизни» (З. Фрейд, А. Адлер, В. Франкл, Э. Фромм, А.Н. Леонтьев). Дискуссионный вопрос: «Что заставляет людей искать смысл жизни?» (тревога и скука машинальной жизни).

     Актуализирующее упражнение (проясняющее индивидуальные смыслы жизни). Работа в парах.  Обратная связь по всему упражнению, трудные случаи дорабатываются на «горячем стуле».

     Четыре фундаментальных вопроса смысла бытия по А. Лэнгле («Я есть?», «Хорошо ли, что я есть?», «Могу ли я быть самим собой?», «Зачем я живу?»).  Соотнесение фундаментальных вопросов бытия с выделенными в психоанализе типами тревоги (оральная, сепарационная, кастрационная, экзистенциальная) и фазами психосексуального развития. Типы бессмысленности жизни (бесмысленность выживать, бессмысленность самостоятельности, бессмысленность соревноваться, бессмысленность делать выбор).

      Медитативное упражнение: «Смысл жизни» (автор Н.Д. Линде). Выслушивание результатов медитации по кругу и обсуждение вариантов первичных психотерапевтических гипотез. Проверка первичных гипотез на «горячем» стуле, «горячем стуле» с супервизионной поддержкой или в тройках (психолог, клиент, наблюдатель). Разбор проделанной работы в общем круге. Обратная связь по всему занятию.

 

Всего: 8 часов. Лекция – 1,5 часа, семинар – 1,5 часа, тренинг - 5 часов.

Ведущий: кандидат психологических наук, сертифицированный преподаватель ЭОТ – Бородкина Людмила Владимировна.

 

 

6. Шестой день.

Тема 6: Либидо и Мортидо.

Практика работы с проблематикой влечения к смерти  и нарушений влечения к жизни.

 

     История возникновения и определение понятий «Либидо» и «Мортидо». Развитие теории влечений в психодинамической школе (З.Фрейд, С. Шпильрейн, П. Федерн, Э. Берн). Три основные причины раннего влечения к смерти: фрустрация потребностей, угрожающая ситуация, безразличие к ребёнку (по        Г. Гантрип). Пути терапии клиента с преобладающей энергией мортидо: 1) Медленное вырастание из ограничений антилибидинального Эго (по Фрейду салдистическое Супер-эго); 2) Рост конструктивной веры в «новое начало». Побуждение регрессировавшее Эго к повторному рождению.

     Медитативное упражнение «Возрождение» (автор Бородкина Л.В). Выслушивание результатов медитации по кругу и обсуждение вариантов первичных психотерапевтических гипотез (анализ причин ухода от связей с внешним миром). Проверка первичных гипотез на «горячем» стуле и «горячем стуле» с супервизионной поддержкой.

     Краткое повторение стадий психосексуального развития по З.Фрейду. Развитие либидо и соотнесение источника, цели и объекта влечения на разных стадиях. Основные эмоции и механизмы защит на разных стадиях развития и причины нарушений либидо. Понятия: «либидо – внутрь», «либидо - наружу» и «мортидо -внутрь», «мортидо - наружу» (по Э. Берну).

     Медитативное упражнение:  «Либидо и Мортидо (Живое и мёртвое)» (автор Н.Д. Линде).  Выслушивание результатов медитации по кругу и обсуждение вариантов первичных психотерапевтических гипотез. Проверка первичных гипотез в тройках (психолог, клиент, наблюдатель). Разбор проделанной работы в общем круге. Обратная связь по всему занятию.

 

Всего: 8 часов. Лекция – 1,5 часа, семинар – 1,5 часа, тренинг - 5 часов.

Ведущий: кандидат психологических наук, сертифицированный преподаватель ЭОТ – Бородкина Людмила Владимировна.

 

 

 

7. Седьмой день.

Тема 7: Работа с психологическими защитами в ЭОТ.

1.              Теория психологических защит (З. Фрейд, Ф. Перлз, Н.Мак-Вильямс). Мышечная броня и подавленные чувства (В. Райх). Примеры образов психологических защит.

2.              Практика работы с «замороженными» чувствами. Провокативное упражнение: «Путешествие в замороженную страну». Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле».  Обратная связь от группы.  Работа в тройках (клиент, терапевт, наблюдатель) для освоения данной технологии работы с образами «замороженных» чувств. Помощь ведущего терапевта при затруднениях работы в микрогруппах.  Анализ результатов и затруднений работы в большой группе. Обратная связь группы по итогам работы.

 

Всего: 8 часов.  Лекция – 2 часа, практика – 8 часов.

Ведущий: кандидат психологических наук, доцент, сертифицированный преподаватель ЭОТ – Смирнова Тамара Петровна.

 

 

8. Восьмой день.

Тема 8.  Практика работы с отвергаемыми (вытесненными) чувствами и частями личности.

Провокативные упражнения: «Вытесненные чувства», «Возвращение утраченных частей Я» и «Успешный и неуспешный Я», выявление препятствий к позитивному самочувствию.

Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле».

Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

 

Всего: 8 часов.  Лекция – 1 час, практика – 7 часов.

Ведущий: кандидат психологических наук, доцент, сертифицированный преподаватель ЭОТ – Смирнова Тамара Петровна.

 

 

9. Девятый день.

Тема 9. Как жить здесь и теперь?

Все страдания людей находятся в прошлом или будущем. Прошлое порождает стыд, вину, сожаления. Будущее порождает тревогу, безнадежность и бессилие. Настоящее дает возможность и избавляет от страданий. Притча о земляничке. Надо ли иметь воспоминания и планировать будущее? Как эффективно и полноценно жить здесь и теперь? Почему это приносит счастье? Чем это отличается от безответственности и «пофигизма»?

Экзистенциальное упражнение: «Быть в своем теле, здесь и сейчас». Обмен впечатлениями. Работа в тройках. Анализ результатов работы троек.

Экзистенциальное упражнение: «Соединить прошлое и будущее». Обмен впечатлениями. Работа в тройках. Анализ работы в тройках.

Анализ самочувствия участников группы, обсуждение. Подведение итогов. Выводы.

 

Всего: 8 часов.  Лекция – 2 часа, практика – 6 часов.

Ведущий: автор метода, кандидат психологических наук - Линде Николай Дмитриевич.

 

Итого - 72 часа.